ЗАО СП «Белкельме»: Весна в комфортной обуви

9 апреля 2010

ЗАО СП «Белкельме»: Весна в комфортной обуви

Весна - время, когда многие начинают задумываться о своей физической форме, надевают кроссовки и бегут в спортзалы, парки и скверы. Правильно ли белорусы выбирают спортивную обувь? Стоит ли ориентироваться на цену или внешний вид в угоду здоровью? Какой должна быть идеальная обувь? На эти и другие вопросы в эфире TUT.BY ответил Сергей Мелех, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам крупнейшего обувного предприятия страны ЗАО "Белкельме".

 

Довольно долго белорусская обувь не могла конкурировать по качеству с импортной. После распада СССР белорусы выстраивались в очередь за импортом из Германии, Франции, других стран. Можно предположить, что ситуацию спасли совместные предприятия, в том числе и ваше, которое за счет иностранного опыта оптимизировало отечественные процессы и модельный ряд. Это так? 

Можно сказать, что отчасти это действительно так. Иностранные компании, создавая совместно с нашими белорусскими фирмами и организациями обувные предприятия, инвестировали технологии, завозили достаточно современное оборудование, определяли приоритеты в направлениях моды.

Я думаю, можно однозначно сказать, что, инвестируя технологии и создавая совместные предприятия, эти предприятия если и не спасли, то, по крайней мере, насытили отечественный рынок достаточно качественной и хорошей продукцией.

Как сегодня делится обувной рынок страны? Какая доля числится за отечественным производством, какая - за иностранным?

Порядка 60% приходится на долю отечественных производителей, 40% продукции завозится из-за рубежа.

Насколько важен в успехе обувной продукции сильный бренд? Китайские мастера доказали всему миру, что бренд - это всё, что нужно от обуви. Так ли это на самом деле?

Я не совсем согласен с тем, что китайские мастера доказали всему миру, что бренд - это всё, что нужно. На мой взгляд, как раз европейские и американские производители доказали всему миру, что марка - это одна из самых основных составляющих в успехе продаж. Производить брендовую обувь можно и в Китае, и во Вьетнаме, если контролировать весь процесс, делиться своими технологиями, следить за качеством. Нет никакой разницы, где обувь будет производиться - в Европе или на Востоке.

Китайцы показали всему миру, что можно производить дешевую продукцию, и на первоначальном этапе именно так и поступали. Таким образом они и развалили легкую промышленность Европы и России. Белорусская легкая промышленность находится не в лучшем положении, но, тем не менее, она еще осталась дееспособной. Какие-то предприятия работают более успешно и попадают в модные тенденции, кто-то попадает ценой. Это работа, и творческий процесс создания любого продукта оценивает сам потребитель, приходя в магазин и отдавая предпочтение той или иной продукции.

Достаточно сложно сказать, как работают китайцы, но они делают дешевый продукт, и именно цена, а не бренд, у них является основой продаж.

По какому пути идет "Белкельме"? Вы развиваете бренд или предпочитаете удешевлять производство?

Мы идем по пути развития бренда. Мы понимаем, что это правильный путь, и не собираемся удешевлять продукцию для того, чтобы удовлетворить потребности определенного сегмента рынка. Мы считаем, что бренд, известность и популярность марки должны развиваться, и это будет залогом успеха на рынке.

Известно, что на вашем предприятии есть своеобразный музей обуви, которая была успешной или не успешной на рынке или вообще не дошла до массового конвейера. В связи с этим не могли бы вы очертить формулу успеха, опираясь на достоинства и недостатки опытных моделей?

Возможно, это не столько музей, сколько ассортиментный кабинет, где мы собираем образцы-эталоны. Образцы, которые не запущены в массовое производство, мы не собираем - в этом нет смысла: за какой-то промежуток времени их будет столько, что надо будет определять какой-то склад для хранения такой обуви.

Модели, которые запускались в производство первыми, мы храним, равно как и образцы-эталоны.

Почему в Беларуси не развивается производство специальной обуви? Я имею в виду не резиновые сапоги и прочую спецодежду, а, например, обувь для водителя, которая у вас выпускается. Почему вы не пошли дальше и не сделали обувь, например, для велосипедиста?

Такого вида обуви, как обувь для водителя, не существует. Мы выпускаем специальную обувь для занятий отдельными видами спорта в зале, которая обладает определенными характеристиками, производим лыжные ботинки, футбольные бутсы. Есть обувь для велосипедистов, для штангистов, но потребность в этих узких видах продукции небольшая, а производство таких специальных продуктов привязано к наличию определенных технологий, определенных машин, специализированных и достаточно дорогостоящих. В будущем мы планируем освоить определенные виды специализированной продукции, например, для сноубордистов, планируем расширить линейку лыжных ботинок и футбольных бутс.

Удается ли в белорусских реалиях выпускать обувь из качественного материала? Можно ли рассчитывать, что этот материал когда-нибудь будет на 100% белорусским?

Конечно, в наших реалиях удается выпускать качественный продукт. Единственный нюанс - это то, что более 50% используемых материалов - это импорт. В Беларуси не освоен выпуск материалов и комплектующих для производства обуви. Наверное, есть смысл в организации таких производств, потому что в Беларуси достаточно много обувных предприятий. Если появятся такие предприятия, которые будут производить качественные комплектующие, мы будем с удовольствием их покупать. Пока, к сожалению, мы завозим европейские материалы и из них собираем нашу обувь.

Насколько технологичным является ваше производство? Готовы ли вы инвестировать средства в постоянную техническую гонку, которая в моде у ваших иностранных конкурентов?

Наше производство современно и технологично для настоящего времени. Но на будущее мы планируем инвестировать средства на техническое перевооружение: технологии и модные тенденции постоянно развиваются, и для того, чтобы нам конкурировать с европейскими производителями, необходимо не стоять на месте. Сложно сказать, что в ближайшее время мы будем значительно перевооружать наше производство, но в перспективе пяти-десяти лет такие цели и задачи перед нами стоят.

Как вы считаете, обувь должна быть удобной или долговечной? Правильно ли белорусы выбирают обувь? Стоит ли ориентироваться на цену или внешний вид в угоду здоровью?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Для каждого потребителя важен какой-то один из критериев или группа критериев при выборе обуви.

Рынок делится на сегменты по уровню дохода. Каждый потребитель удовлетворяет свою потребность в обуви. Кому-то важно, чтобы обувь была удобной, кому-то главное, чтобы она была модной, кому-то важна невысокая цена, кому-то, наоборот, нужно, чтобы обувь была очень дорогой, если человек хочет выделиться и показать, что он достиг определенного статуса в обществе. Сложно сказать, что в одной паре обуви должны слиться все качества: удобство, соответствие моде, какому-то уровню цены. Надо выпускать разную обувь - и модную, и удобную, потому что, производя удобную обувь, сложно сделать ее высокомодной. В любом случае придется что-то выбирать, поэтому обувь должна быть разной.

Как вы относитесь к сложившейся в Беларуси культуре продажи обуви? Есть ли стандарты, которые трудно соблюсти на открытых рынках, где потребитель не может даже примерить обувь?

Сложно сказать, что существуют определенные стандарты, но потребитель, который приходит за покупкой обуви, должен находиться в комфортных условиях, должен иметь возможность примерить, посмотреть и понять, что эта обувь удобная. На открытых рынках, где этого сделать нельзя, потребителю сложно примерить и оценить обувь, но мы видим, что определенный сегмент потребителей идет на открытый вещевой рынок и приобретает там обувь, несмотря на все неудобства. Значит, есть право на существование таких рынков, раз они пользуются спросом у некоторых покупателей. Продавцы, торгующие на таком рынке, удовлетворяют эти потребности и живут за счет этого.

Насколько активно у вас развивается фирменная торговля?

Свою фирменную торговлю мы развиваем достаточно активно. В настоящий момент у нас десять фирменных магазинов - и в Минске, и в областных центрах. Это определенный залог успеха при продажах, потому что в фирменном магазине мы можем предложить достаточно широкий ассортимент, весь размерный ряд, чего, к сожалению, не удается сделать крупным универмагам или мультибрендовым обувным магазинам. Им не хватает свободных торговых площадей для того, чтобы предложить широкий ассортимент, весь размерный ряд. Поэтому мы большое внимание уделяем фирменной торговле.

Хватает ли вам для рентабельности только собственной продукции или есть необходимость брать на реализацию партнерские марки?

У нас монобрендовые магазины. Для продажи мы не берем партнерские марки или обувь других производителей из-за того, что есть проблемы со свободными площадями, чтобы достойно выставить обувь, обеспечить наличие определенного ассортимента. Завести пять пар обуви другого производителя и поставить их на прилавок - это ничто. Нужно либо предлагать широкий ассортимент, либо не завозить другую обувь вообще.

Почему в обувной промышленности нет революций и прорывов? Который век конструкция обуви не меняется, хотя технологии ушли далеко вперед. Или потребитель просто не замечает изменений?

Действительно, конструкция обуви практически не меняется. На самом деле достаточно сложно что-то поменять в конструкции, потому что форма обуви привязана к стопе человека. Обувь в процессе производства облегает колодку, и таким образом придается форма верху обуви. Колодка должна максимально соответствовать параметрам стопы человека для того, чтобы это было удобно и не причиняло вред здоровью человека.

Несомненно, сделать прорыв в конструкции очень сложно. Это будет связано с изменением подошвы и верха. Скорее всего, меняется не конструкция, а технологии. Применяются новые материалы, более гигиеничные, с новыми физико-механическими свойствами, которые позволяют ноге человека комфортно себя чувствовать в определенных погодных условиях. Поменять что-то в конструкции и форме сложно еще и потому, что площадь обуви ограниченна. В одежде это сделать проще: она не так сильно привязана к особенностям строения скелета человека, как обувь.

Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная обувь, кроме того, что она должна быть удобной?

Я считаю, что идеальной обуви нет, потому что идеал для каждого свой. Я покупаю обувь в зависимости от определенных ситуаций и жизненных случаев, в зависимости от того, куда мне нужно пойти. Для работы и бизнес-встреч я предпочитаю классическую обувь, достаточно элегантную и красивую. В повседневной жизни я предпочитаю удобную и практичную обувь, чтобы в ней можно было ходить долго и при этом не уставать. Я с удовольствием ношу обувь собственного производства и доволен качеством нашей продукции.

Как вы относитесь к степени защищенности потребителя и спорным периодам гарантийного срока? Были случаи, когда люди успевали поносить и поменять обувь без видимых причин. Не стоит ли сократить гарантию?

Если предприятие выступает определенным гарантом своей продукции, это подтверждает то, что обувь действительно сделана из качественных материалов, хорошо собрана и будет носиться без всяких проблем. Я считаю, что нужно не уменьшать гарантийный срок носки, а, наоборот, увеличить до разумных пределов.

Какую гарантию дает "Белкельме" на свою продукцию?

"Белкельме" дает гарантию 50 дней на специальную обувь и 60 дней - на обувь повседневную.

На вашем предприятии есть собственный отдел модельной разработки. Как вы определяете моду, на что ориентированы сейчас ваши специалисты-разработчики?

Наши модельеры ориентируются на современные европейские веяния и направления. Но мы видим, что мода становится многоликой: сейчас нет узкого модного образа, как это было раньше, двадцать-тридцать лет назад, когда были четко определенный стиль и направление в моде. Конечно, и сейчас есть определенные векторы, например цвета, которые модны в этом году.

Сейчас происходит синтез и слияние классики и спорта: элементы спорта очень активно входят в классику, классические элементы эмигрируют в спортивную обувь. Мы видим, что очень хорошо уживаются спортивные конструкции на классической колодке, с классической подошвой. Исходя из современных тенденций и направлений, наши модельеры и выстраивают свои коллекции, ориентируются на европейских производителей.

Есть ли у вашей компании планы по экспансии на соседние рынки и расширению производства, выпуску эксклюзивных товаров?

Планы на проникновение на соседние рынки у нас есть. По социологическим исследованиям, сейчас активно развиваются обувные рынки России, Китая. В Китай по понятным причинам мы попасть не сможем, так как там принципиально запрещен импорт обуви. Российский рынок мы рассматриваем как приоритетный, и именно это направление мы пытаемся развивать. В России мы тоже присутствуем, возможно, не так активно, как хотелось бы, но, тем не менее, мы выезжаем на выставки, участвуем в ярмарках. Это огромный, емкий рынок, где есть большая потребность в нашей продукции, поэтому ставим перед собой задачу развивать это направление и наращивать объемы производства.

Вернуться к списку новостей

Опрос

Какую спортивную обувь Вы предпочитаете покупать?